Стены древнерусских церквей Киева, Новгорода, Смоленска и других городов уже с XI века были покрыты широким поясом записей, несмотря на то, что по законам того времени вырезание надписей на церковных стенах приравнивалось к чародейству, выкапыванию мертвецов и языческим молениям. Есть надписи и на стенах древнего Александровского кремля.
Они получили название "граффити" и представляют собой ценный источник для изучения истории, лингвистики, палеографии, истории культуры и письменности. Трудно переоценить значение граффити для выявления "школ" письма, языковых явлений, имен, неизвестных по другим памятникам письменности. В некоторых случаях можно определить и профессию автора. Так были установлены не только имена художников, расписавших Софийский собор в Новгороде, но и национальность одного из них. В Александровской слободе надписи позволили путем исторических сопоставлений установить узкие хронологические границы создания средневековых памятников - белокаменных резных розеток. На трех розетках, украшающих своды, вырезаны обронные надписи вязью. Упоминание в надписях имени царя Федора Алексеевича, правившего в 1676-1682 годах, и документальные сведения о том, что строительство келейного корпуса, где находятся розетки, началось в 1680 году, дают практически точную датировку этих памятников без палеографического анализа.
Загадочные надписи и рисунки есть в Домовом храме Ивана Грозного в Покровской церкви и в подклете XVI века Успенской церкви. Надо отдать должное авторам александровских граффити, так как содержание последних в той или иной мере связано с церковью как местом священным. Церковное начальство уже в XI-XII веках вынуждено было зачеркивать слишком игривые или прямо нецензурные надписи богомольцев (например, в жертвеннике Софийского собора в Киеве).
Среди александровских граффити преобладают рисунки церковных зданий. Особый интерес своими формами вызывают три шатровые церкви с ребристыми "винтящимися" главами, спиральными ребрами шатров, треугольными кокошниками у их основания, общей композицией верха. Они расположены ступенчато относительно друг друга на западной стене малого храма в юго-восточном подклете Успенской церкви. Здесь же на угловой пилястре скорописью XVI века сделана надпись: "ЯКОВ". Несмотря на частичные утраты, она легко читается, каллиграфична, буквы четкие и изящные, что свидетельствует о руке опытного мастера. Неудивительно, что эта надпись вызывает у исследователей исключительно смелые гипотезы; некоторые даже предполагают связь этого имени с крупнейшим зодчим того времени Постником Яковлевым, автором собора Покрова на Рву (Василий Блаженный), - ему якобы принадлежат и сами рисунки, и подпись.
Как правило, кресты на церковных стенах ставились возле молитвенных надписей, подтверждая их заклинательный характер. Несколько подобных крестов, простейших и художественно выполненных, есть среди александровских граффити. На южном портале Покровской церкви процарапан рисунок креста с скругленными концами. Такие кресты были распространены в первой половине XVII века. В коллекции музея есть подобные кресты-тельники, их можно увидеть на экспозиции музея "Государев двор в Александровской слободе".
Прочтение некоторых надписей затруднительно и может быть осуществлено с помощью палеографов. Не исключено, что при анализе особенностей начертаний специалисты смогут определить промежуток времени, в котором были выполнены граффити, а их содержание приоткроет тайны, которые несколько столетий хранит Александровская слобода.